ФЭНДОМ

Т-180 — марка промышленного гусеничного трактора, выпускавшегося Брянским автомобильным заводом с 1965 г. Первый в СССР серийный трактор тягового класса 15 т.с. С 1966 г. начат выпуск трактора Т-180Г, отличающегося от трактора Т-180 наличием гидравлической системы для управления бульдозерным отвалом, а также навесными и прицепными машинами.

Трактор предназначен для работы с навесным и прицепным оборудованием на строительных объектах, в дорожном строительстве, а также в газовой, горнодобывающей, лесной и других отраслях промышленности. На тракторе установлен четырехтактный, дизельный, шестицилиндровый двигатель Д-180 с вертикальным расположением цилиндров, предкамерным смесеобразованием, нераздельной камерой сгорания в поршне, жидкостной закрытой системой охлаждения, запуском от пускового двигателя П-23. Для облегчения запуска основного двигателя при низких температурах имеется 2-хступенчатый декомпрессор (декомпрессия возможна в 3-х или 6-ти цилиндрах). Органы управления для запуска двигателя (педаль электростартера, рычаги муфты и бендикса, рычаг декомпрессора, кнопка глушения пускового двигателя) находятся в кабине.

Муфта сцепления сухая, постоянно замкнутая, с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, с пневматическим сервомеханизмом. Педаль сцепления, как и в большинстве гусеничных тракторов, расположена справа.

Коробка перемены передач механическая, четырехходовая, с шестернями постоянного зацепления. Имеет 5 передач вперед и 2 назад. Механизм поворота планетарный, одноступенчатый. Для управления механизмами поворота используются пневматические сервомеханизмы, что существенно облегчает управление трактором. Планетарный механизм обеспечивает плавное изменение скорости каждой гусеницы (по отношению к другой гусенице), что позволяет поворачивать трактор по кривым различного радиуса. Главная передача коническая, со спиральными зубьями.

Конечные передачи одноступенчатые, с прямозубыми шестернями. Тормоза ленточные, двустороннего действия, работают в масляной ванне, снабжены пневматическими сервомеханизмами. При нажатии на педаль тормоза (расположена слева) оба рычага управления механизмами поворота переходят в крайнее заднее положение. Стояночный тормоз реализован в виде механического фиксатора, фиксирующего педаль тормоза в нажатом положении.

Подвеска трактора торсионная с балансирными каретками. Обеспечивает плавный ход на повышенных скоростях. Ведущая шестерня движителя — двухрядная.

Топливный бак расположен в кабине вдоль задней стенки, горловина выведена наружу. На тракторах Т-180Г снаружи на задней стенке кабины расположен масляный бак.

Прототип трактора Т-180 носил обозначение Т-140.

Недостатки:

1. Широкое использование пневмоприводов требует тщательного ухода за пневмосистемой. В случае замерзания конденсата в системе при отрицательных температурах трактор становится неработоспособен.

2. Известны частые случаи поломки коленвала двигателя пополам (коренная шейка между 3-м и 4-м цилиндрами) после капитального ремонта с расточкой коренных и шатунных шеек.